Действуют три схемы работы туроператора с железнодорожными транспортными компаниями: торговля железнодорожными билетами; формирование туристических поездов; формирование прицепных вагонов. Получение туроператором права торговать билетами от своего имени, а также права доступа в электронную систему бронирования железнодорожных билетов — довольно сложная процедура, требующая подписания соответствующего договора с Министерством Путей и Сообщений. Операторы, претендующие на получения права продажи железнодорожных билетов должны соответствовать целому ряду определенных требований. Торт девочке на день рождения купить торт на день рождения ребенку недорого.
Наиболее приемлемая для туроперейтинга форма взаимодействия с железными дорогами — организация туристических поездов и вагонов. Эта форма сотрудничества основывается на подписании между туроператором и пассажирским управлением железной дороги договора, по которому в пользование оператора предоставляется либо отдельный вагон (вагоны), либо пассажирский состав для совершения перевозки по договоренному маршруту за определенную плату [3]. Фрахтование вагонов может быть двух видов: - прицепные вагоны, в этом случае оплаченные оператором вагоны цепляют к составам, ходящим по расписанию;
- туристические поезда — в этом случае оператор самостоятельно фрахтует целый состав.
Существует две схемы фрахта водных судов: единоличный или долевой (пул туроператоров).
Размер суммы фрахта зависит от ряда факторов: - тип судна и уровень его комфорта; - длительность водного путешествия; - география маршрута; - состав и качество оказываемых на борту лайнера услуг; - численность требующегося обслуживающего персонала на борту и уровень их профессиональной подготовки; - стоимость стоянок в портах, прохождения шлюзов и каналов; - длительность запланированных стоянок в портах по маршруту; - стоимость «холостого» или обратного хода.
В современной практике применяются две основные формы использования услуг автоперевозчиков: приобретение оператором собственного автобуса для организации дальнейших автобусных туров и сотрудничество с владельцами автобусов (автотранспортными предприятиями или частными лицами). В первом случае приобретение оператором автобуса экономически выгодно, только если рыночные возможности туроператора позволяют ему гарантировать постоянную занятость транспортного средства и осуществление рентабельных рейсов. Аренда транспортного средства у их законных владельцев бывает разовая, сезонная и постоянная - арендованное автотранспортное средство постоянно находится в распоряжении туроператора взамен уплачиваемой ежемесячно арендной платы владельцу.
Организация трансферов может происходить как для индивидуальных туристов, так и групп. В зависимости от этого подбирают транспортное средство, легковой автомобиль для индивидуальных туристов; для групп туристов микроавтобус (на 10-15 человек) или большой туристический автобус (40-50 человек) – одно или двухэтажный по численности туристов. Существуют и специальные требования к автобусам для трансфера, например, для горнолыжного туризма, подойдут автобусы с большим багажным отделением для перевозки лыж.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства размещения подразделяются на две категории: коллективные и индивидуальные [4].
Под коллективным средством размещения понимается любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или ином помещении, но число номеров, которых в нем имеется, превышает определенный минимум, как правило, 5-7 номеров.
К данной категории можно отнести: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.
К индивидуальным средствам размещения причисляют следующие виды: жилища, арендуемые у частных лиц или агентств; помещения, предоставляемые бесплатно родственниками или знакомыми.
В зависимости от вида туризма можно выделить особые средства размещения. Например, для рыбалки и охоты ков Финляндии характерны коттеджи; для пляжного отдыха – бунгало; для конного туризма – туристическая база, охотничий домик; для горнолыжного – шале.
Всемирная туристическая организация и Ассоциация хотельеров проводит работу по унификации систем классификации отелей во всех странах мира, в качестве универсальной принята европейская система классификации отелей на пять категорий – от одной до пяти звезд. Выделяют следующие характеристики: по месторасположению, цене, времени работы, по уровню комфорта. Уровень комфорта любого гостиничного предприятия определяет множество факторов, среди них особо выделяют: состояние номерного фонда - площадь номеров, наличие коммунальных удобств в них, вместимость номеров, состояние и качество исполнения мебели и интерьеров (массового или заказного производства), экстерьер здания отеля, наличие подъездных путей, автостоянки, гаража; техническое оснащение отеля и номеров (наличие в номерах телевидения, радио, телефона, кондиционера); обеспечение возможности предоставления дополнительных услуг; квалификация персонала (манера поведения, знание иностранных языков, внешние данные, возраст, здоровье).