Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. ВТООН, выделяет пять основных регионов мира: Америка, Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Европа.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток вместе взятых.
В классификации ВТООН выделяются страны, являющиеся в первую очередь поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия), и страны, являющиеся в первую очередь принимающими (Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция).
Франция и Испания лидируют по международным туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место. Несмотря на то, что Китай занимает пятое место в рейтинге, он подтверждает важность данной отрасли, с ежегодным приростом в 5-6 %. По доходам от международного туризма лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 млрд.долларов, несмотря на спад в 2001- 2004 гг. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 млрд.долларов.
С 60-x годов ХХ века международный туризм начал бурно развиваться. В это время феномен туризма приобретает широкий размах. (Таблица 4).
Таблица 4. Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1960-2002гг.
|  
 Число прибытий, млн. человек  |   
 Изменения, %  |   
 Поступления, млрд. долл.  |   
 Изменения, %  |  |
|  
 1960  |   
 69,2  |   
 -  |   
 6,86  |   
 -  |  
|  
 1970  |   
 159,6  |   
 130,4  |   
 17,9  |   
 163,2  |  
|  
 1980  |   
 284,8  |   
 78,3  |   
 102,3  |   
 471,9  |  
|  
 1990  |   
 459,2  |   
 61,2  |   
 264,7  |   
 158,5  |  
|  
 2000  |   
 687,3  |   
 49,6  |   
 473,4  |   
 78,8  |  
Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000 увеличилось почти в 10 раз (Д1).
Диаграмма 1
  
Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Д 2).
Диаграмма 2
 
 
В общем числе туристических поездок в мире 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки.
В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. (Таблица 5) Снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы.
Таблица 5. Международные прибытия и доходы от туризма в Европе.
|   Страна  |    Международные туристские прибытия  |    Доходы от международного туризма  |  ||||||
|   1000  |    Изменение, %  |    Доля, %  |    Млн. долл.  |    Изменение, %  |    Доля, %  |  |||
|   2002  |    01/00  |    02/01  |    2002  |    01/00  |    02/01  |    2002  |  ||
|  
 Европа  |    399,759 
  |    -0,5  |    2,3  |    100  |    240,490  |    -1,7  |    6,5  |    100  |  
|  
 Австрия  |    18,611  |    1.1  |    2.4  |    4.7  |    11,237  |    1.9  |    11.1  |    4.7  |  
|  
 Бельгия  |    6,724  |    -0.1  |    4.2  |    1.7  |    6,892  |    4.7  |    -0.2  |    2.9  |  
|  
 Хорватия  |    6,944  |    12.2  |    6.1  |    1.7  |    3,811  |    20.9  |    14.3  |    1.6  |  
|  
 Франция  |    77,012  |    -2.6  |    2.4  |    19.3  |    32,329  |    -2.5  |    7.8  |    13.4  |  
|  
 Германия  |    17,969  |    -5.9  |    0.6  |    4.5  |    19,158  |    -0.3  |    4.0  |    8.0  |  
|  
 Греция  |    14,180  |    7.3  |    0.9  |    3.5  |    9,741  |    2.4  |    3.1  |    4.1  |  
|  
 Венгрия  |    15,870  |    -1.5  |    3.5  |    4.0  |    3,273  |    9.4  |    -13.2  |    1.4  |  
|  
 Ирландия  |    6,476  |    -4.4  |    1.9  |    1.6  |    3,089  |    7.0  |    10.7  |    1.3  |  
|  
 Италия  |    39,799  |    -3.9  |    0.6  |    10.0  |    26,915  |    -6.2  |    4.3  |    11.2  |  
|  
 Нидерланды  |    9,595  |    -5.0  |    1.0  |    2.4  |    7,706  |    -6.8  |    14.6  |    3.2  |  
|  
 Польша  |    13,980  |    -13.8  |    -6.8  |    3.5  |    4,500  |    -21.1  |    -6.5  |    1.9  |  
|  
 Португалия  |    11,666  |    0.6  |    -4.1  |    2.9  |    5,919  |    4.2  |    7.5  |    2.5  |  
|  
 Россия  |    7,943  |    5.3  |    7.3  |    2.0  |    4,188  |    3.8  |    17.6  |    1.7  |  
|  
 Испания  |    51,748  |    4.6  |    3.3  |    12.9  |    33,609  |    4.5  |    2.2  |    14.0  |  
|  
 Швейцария  |    10,000  |    -1.8  |    -7.4  |    2.5  |    7,628  |    -3.5  |    4.4  |    3.2  |  
|  
 Турция  |    12,782  |    12.5  |    18.5  |    3.2  |    9,010  |    -3.3  |    22.0  |    3.7  |  
|  
 Украина  |    6,326  |    31.4  |    9.2  |    1.6  |    2,992  |    23.5  |    9.8  |    1.2  |  
|  
 Великобритания  |    24,180  |    -9.4  |    5.9  |    6.0  |    17,591  |    -16.7  |    8.0  |    7.3  |  

		
За последние несколько лет