84104
18.9
61824
54420
15
Багамские о-ва
1562
0,3
1333
196
+1137
16
Доминик.Респ.
1533
0,3
750
144
+606
17
Канада
15 258
3.4
6374
8390
-2016
18
Мексика
15695
3,4
5324
5379
-55
19
Пуэрто-Рико
2554
0,6
1367
647
+720
20
США
39 772
8,7
40 579
38 671
+1908
Юж. Америка
8634
1,9
5781
5651
21
Аргентина
2728
0,6
1975
1171
+804
22
Бразилия
1079
0,2
1444
1559
-115
23
Уругвай
1267
0,3
261
111
+150
Африка
17 728
3,9
6801
3932
24
Марокко
4024
0,9
1259
184
+1075
25
Тунис
3204
0,7
953
179
+774
26
ЮАР
1029
-0,2
815
1065
-254
Европа
276755
61.0
132977
124034
27
Австрия
19011
4,2
13017
6212
+6805
28
Бельгия
3163
0,7
3575
5445
-1870
29
Болгария
4500
1,0
394
...
...
30
Великобритания
18021
4,0
13935
17614
-3679
31
Венгрия
20 510
4.5
1000
600
+400
32
Германия
17 045
3,7
10 683
29 836
-19153
33
Греция
8873
2,0
2587
1088
+1499
34
Дания
1257
0,3
3322
3676
-354
35
Ирландия
366
0,8
1447
1159
+288
36
Испания
34300
7,5
18593
4254
+14339
37
Италия
26679
5,9
19742
13826
+5916
38
Нидерланды
5795
1,3
3615
7340
-3725
39
Норвегия
1955
0,4
1517
3413
-1896
40
Польша
3400
0,7
266
220
+46
41
Португалия
8020
1,8
3556
867
+2689
42
Румыния
6533
1,4
106
103
+3
43
Бывший СССР
7204
1,6
270
...
...
44
Франция
53157
11,7
20185
12424
+7761
45
Чехословакия
8100
1,8
470
636
-166
46
Швейцария
13 200
2,9
6839
5989
+850
47
СФРЮ
7880
1.7
2774
149
+2625
Океания
5159
6579
6133
48
Австралия
2215
0,5
3635
4120
-485
Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.
Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.
Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Доходы от международного туризма в 1990 г. составили 255 006 млн. дол. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. дол.).
Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. до.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония ( - 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) (см. табл.1).
Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%.
В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики' на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.
Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.
Велико
значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов,
индустрия туризма (включая внутренний) явля